Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Новое детище Fujifilm, камера X-E1, призвана расширить целевую аудиторию фотоаппаратов компании и будет конкурировать непосредственно с Sony Alpha NEX-7 и Olympus OM-D E-M5

Fujifilm вошла на рынок беззеркальной техники в январе 2012 года, и сделала это весьма необычно, с самого начала представив камеру высокого уровня X-Pro1.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Камера, обладающая уникальным гибридным оптико-электронным видоискателем, прочным металлическим корпусом и классический стиль управления колесами и переключателями, была явно сориентирована на профессионалов и увлеченных любителей, заинтересованных в камере, работа с которой напоминала бы фотографирование дальномерным фотоаппаратом. В целом, фотосообщество благосклонно приняло X-Pro1, но было понятно, что цена системы близка к психологическому пределу. Новое детище Fujifilm, камера X-E1,  призвана расширить целевую аудиторию фотоаппаратов компании и будет конкурировать непосредственно с Sony Alpha NEX-7 и Olympus OM-D E-M5.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

X-E1 – более доступная по цене X-Pro1

X-E1 по существу является слегка «похудевшей» X-Pro1, из которой убрали большой, сложный в производстве и дорогой гибридный видоискатель и заменили его на «чисто» электронный. Новый видоискатель даже интереснее – это OLED-модуль с разрешением 2.36 миллиона точек, превосходящий ЖК-видоискатель X-Pro1 с 1.44 миллиона пикселей. В свою очередь экран X-E1 слегка меньше по диагонали и разрешению – 2.8 дюйма и 460 тысяч точек – что все еще на уровне. В Fujifilm утверждают, что применение более скромного по характеристикам дисплея вызвано стремлением уменьшить размеры камеры. В результате получилась достаточно компактная камера, весьма похожая по размерам на многими любимую FinePix X100 и своих ближайших конкурентов E-M5 и NEX-7.

В X-E1 появилось несколько новых функций, соответствующих классу камеры. Это и небольшая встроенная вспышка, и 2.5-мм разъем под стереомикрофон для видеозаписи, и возможность использовать электронные спусковые тросики в дополнение к механическим, работающим через резьбу в кнопке спуска. В остальном камера очень похожа на X-Pro1 – новинка построена на базе 16-мегапиксельной X-Trans CMOS-матрицы и процессора изображений EXR, а также имеет почти идентичное расположение органов управления и меню.

Обновления прошивки – теперь и с улучшенными алгоритмами фокусировки

В Fujifilm поработали не только над аппаратной составляющей, но и усовершенствовали программную часть камеры; обновления обещают значительный прирост производительности. Хорошие новости для владельцев X-Pro1: они тоже смогут воспользоваться всеми улучшениями, потому что новая прошивка версии 2 для X-Pro1 содержит те же обновления. Время записи файлов на карту памяти было снижено вдвое, и теперь камера может перейти в режим просмотра для проверки корректности фокусировки примерно через 2 секунды после отснятого кадра. Значение авто ISO можно теперь поднимать до 6400, но, к сожалению, в этом режиме все еще нельзя привязываться к скорости затвора. Наиболее существенные изменения затронули наводку на резкость – как автоматическую, так и ручную.

X-E1 использует новый алгоритм автофокусировки и механизм снятия информации с матрицы; все эти нововведения обеспечивают более быструю фокусировку, в особенности с объективом XF 60 мм F2.4 R Macro или в условиях недостаточного освещения. Fujifilm утверждает, что теперь X-Pro1 и X-E1 по скорости фокусировки в состоянии тягаться с лидером в беззеркальном классе - Olympus OM-D E-M5. Отдача от электронно управляемой ручной фокусировки была улучшена, и камера теперь максимально открывает диафрагму в режиме ручной фокусировки, чтобы можно было максимально точно навестись через видоискатель. Появился и новый коэффициент приближения при ручной наводке, равный 3х – это должно обеспечить удобство при работе с длиннофокусными объективами.

Получается, что «на бумаге» X-E1 способна весьма успешно конкурировать с другими беззеркалками высокого класса. Эргономика камеры говорит о том, что X-E1 ориентирована преимущественно на фотографов, в то время как по возможностям видеосъемки камера еще отстает от конкурентов (во время видеосъемки можно вручную управлять диафрагмой, но нельзя – выдержкой).

Основные особенности Fujifilm X-E1:

  • Матрица по технологии X-Trans CMOS с разрешением 16 мегапикселей
  • Стандартный диапазон ISO 200-6400, 100 - 25600 в расширенном режиме (съемка только в JPEG)
  • Электронный OLED-видоискатель с разрешением 2.36 миллиона точек
  • Эргономика в стиле X-Pro1 с колесом выдержек на верхней панели и дисками компенсации экспозиции
  • ЖК-дисплей с диагональю 2.8 дюйма и разрешением 460 тысяч точек
  • Встроенная вспышка
  • Запись видео в формате Full HD и стереозвуком при помощи встроенного микрофона
  • 2.5-мм разъем под внешний стереомикрофон
  • Совместимость с проводными пультами д/у (подключаемыми через USB или      микрофонный разъем)
  • Доступна в серебристом или черном исполнении

Матрица Fujifilm с технологией X-Trans CMOS

В X-E1 используется та же матрица, что и в X-Pro1; в обеих камерах стоит оригинальный шаблон микролинз с цветным фильтром, предназначенный для подавления цветового муара. Это значит, что сенсору не нужен сглаживающий фильтр, и разрешение такой матрицы выше, чем у аналогичной 16-мегапиксельной матрицы с традиционным шаблоном Байера. В Fujifilm заявляют, что качество изображения у обеих камер будет идентичным.

Вместе с X-E1 будет поставляться первый зум для Х-системы. Он имеет привычный диапазон фокусных расстояний, эквивалентный 28-80 мм в 35-мм эквиваленте, но необычно высокую светосилу. При этом он ненамного больше 60mm F2.4 R Macro или стандартного E 18-55mm F3.5-5.6 OSS для камер Sony Nex. Буквы LM в названии обозначают, что в объектив установлены линейный моторы фокусировки, которые перемещают фокусировочный линзоблок большого размера. Система фокусировки внутренняя и разработана таким образом, чтобы обеспечить быструю и тихую наводку на резкость. Fuji заявляет, что система стабилизации позволяет получать до четырех ступеней выигрыша по выдержке по сравнению с объективом без стабилизатора.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1
Объективы Fujifilm XF - 18-55mm F2.8-4 R OIS LM, 60mm F2.4 R Macro и 35mm F1.4 R

Из-за переменной светосилы у 18-55mm F2.8-4 кольцо диафрагмы не пронумеровано и вращается свободно и ступенчато, при этом каждая ступень, сопровождающаяся щелчком, соответствует шагу в 1/3 EV. Отдельный переключатель на корпусе служит для перехода между режимами ручного управления диафрагмой при помощи кольца и автоматического – когда апертурой управляет камера.

Кольца зуммирования и фокусировки разделены тонким серебристым кольцом, которое очень хорошо вписывается в общий дизайн. Ход колец плавный и приятный.

Объектив 18-55 мм может быть использован и вместе с X-Pro1, и при использовании с оптическим видоискателем кадровая рамка будет двигаться по мере изменения фокусного расстояния. Камера по умолчанию переведет видоискатель на наименьшее увеличение, чтобы показать кадровую рамку на 18 мм, но увеличение можно также вручную перевести на 0.37x для большего удобства кадрирования во время съемки на фокусном в 35 мм и длиннее. Однако большие размеры корпуса объектива приводят к тому, что он блокирует существенную часть оптического видоискателя камеры на широкоугольном положении.

Размеры по сравнению с конкурентами

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1
Sony Alpha NEX-7, Fujifilm X-E1 и Olympus OM-D E-M5

Все три фотоаппарата снабжены встроенными электронными видоискателями и несколькими управляющими колесами; при этом у NEX-7 и у E-M5 экраны поворотные. В E-M5 также есть внутрикорпусная система стабилизации, которая работает с любым установленным объективом, но он, в отличие от «одноклассников», лишен встроенной вспышки.

Комплектный объектив X-E1 имеет такой же диапазон фокусных расстояний, что и «кит» у NEX-7, но при этом объектив от Fuji светлее, что позволит увереннее снимать при плохом освещении и сильнее размывать фон при портретах. Объектив от E-M5, M.Zuiko Digital 12-50mm F3.5-6.3 выигрывает по диапазону, а также возможностью переключаться между ручным и электронным зуммированием и полезным макрорежимом – но все это ценой светосилы.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

X-E1 с зумом 18-55 мм рядом со «старшим братом» X-Pro1 с XF 35mm F1.4 R

X-E1 ощутимо меньше из-за отсутствия оптического видоискателя, но в целом фамильное сходство двух камер очень велико.

Дизайн и исполнение корпуса

В вопросах дизайна X-E1 – почти близнец X-Pro1 за исключением оптического видоискателя и ассоциированного рычажка переключения. Передняя и верхняя панели изготовлены из магниевого сплава, диски на верхней панели также выполнены металлическими, а вот задняя панель – из пластика. Пластиковыми сделаны и кнопки, однако они большие для такой маленькой камеры, а их ход приятен.

Стиль управления весьма близок к таковому у классических пленочных камер – колеса выдержки и экспокоррекции расположены на верхней панели, а диафрагма управляется кольцом на объективе. На задней панели расположилось неожиданно много кнопок, дающих прямой доступ ко многим функциям; кнопка Q вызывает отдельное меню настроек, при помощи которого можно менять многие настройки камеры.

Х-серия всегда была явно ориентирована на классическую фотографию с видеосъемкой скорее как дополнение, и такой расклад сохраняется и для X-E1. В частности, на камере нет отдельной кнопки для записи видео (ставшей де-факто стандартом в классе), и доступ к видеосъемке осуществляется через режимы серийной съемке (и активация видео означает, что делать фотографии во время записи будет невозможно). В режиме видеосъемки присутствуют те же ограничения, что были в X-Pro1, включая невозможность контролировать скорость затвора или чувствительность.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Верхняя панель X-E1 очень похожа на панели X-Pro1 и Х100 – колесо управления выдержкой, кольцо диафрагмы (на объективе), переключатель питания вокруг кнопки спуска, имеющей резьбу под тросик, и настраиваемая кнопка Fn, которая по умолчанию управляет чувствительностью. Тем не менее, изменения есть – можно видеть и крышку поднимающейся вспышки, и отверстия стереомикрофона, используемого при видеозаписи.

Эргономика

X-E1 меньше, чем X-Pro1, но удобный захват под руку и рельефный выступ под большой палец дают возможность надежно удерживать камеру даже одной рукой.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Между тем, наличие кольца диафрагм предполагает управление двумя руками – даже при работе с фикс-объективами.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Электронный видоискатель

Видоискатель – одна из «изюминок» X-E1; он имеет разрешение 2.36 миллиона точек, выполнен по технологии OLED и, видимо, такой же, как в Nex-7 и нескольких других SLT-камерах от Sony. Этот узел примечателен не только панелью OLED,
но и линзами, используемыми в окуляре – среди них два стеклянных элемента, включающие линзу с двумя асферическими поверхностями. Все это обеспечивает высокую резкость изображения в окуляре по всему полю, а относительно большое значение выноса окулярной точки (23 мм) значит, что в видоискатель будет удобно смотреть и в очках.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

С правой стороны окуляра расположен датчик близости, автоматически переключающий камеру с ЖК-дисплея на видоискатель при поднесении глаза к окуляру. Переключиться можно и вручную при помощи кнопки «View Mode». С левой стороны – колесико диоптрийной коррекции.

По сравнению с X-Pro1

Теперь более детально рассмотрим X-E1 в сравнении со «старшим братом» X-Pro1. По идее разработчиков, пользователи, привыкшие к X-Pro1, взявшие в руки X-E1, будут способны сразу начать фотографировать, не тратя время на привыкание к стилю управления – для обеих камерах он практически одинаков. То же касается и меню, а также пользовательского интерфейса.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

При взгляде спереди наиболее заметное различие в дизайне – исчезновение оптического видоискателя и переключателя режимов визирования. Лампа подсветки автофокуса переместилась ближе к захвату под руку, а на верхней панели расположились отверстия под стереомикрофон.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Задние панели камер также очень похожи. Кнопка просмотра отснятого переместилась в левую часть камеры, а около электронного видоискателя появилась маленькая клавиша для поднятия встроенной вспышки. В остальном эргономика идентична; стоит отметить появившееся колесо диоптрийной коррекции около ЭВИ.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Сверху – стереомикрофон и встроенная вспышка. При внимательном рассмотрении оказывается, что колесо выбора выдержек было слегка упрощено – исчезла центральная кнопка блокировки и положения ½ и 1 секунды выдержки, которые теперь устанавливаются при положении колеса на Т.

Дополнительные аксессуары

Для X-E1 выпущено несколько дополнительных принадлежностей, упрощающих использование камеры. Это и получехол BLC-XE1 с откидным сектором, позволяющим менять карту памяти и аккумулятор, не вынимая камеру из чехла.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1
Кожаный получехол BLC-XE1

И ручка HG-XE1, которая вкручивается в штативное гнездо (и блокирует отсек батареи и карты памяти).

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1
Ручка HG-XE1

Также появился опциональный электронный тросик RR-80-W, подсоединяемый к USB-порту, и есть 2.5-мм разъем под внешний стереомикрофон.     

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1
X-E1 с внешним микрофоном

Элементы корпуса

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

В X-E1 используется такой же 16-мегапиксельный сенсор X-Trans CMOS и байонет XF, как и в X-Pro1.

Также камера совместима с объективами Leica M при помощи фирменного переходника, а еще с огромными количеством неавтофокусных объективов через переходники третьих производителей.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Колесо управления выдержкой располагается на верхней панели и идентично колесу Х100 – на нем нет кнопки, фиксирующей А-положение, и самая длинная выдержка ограничена ¼ секунды.

Выдержки между ¼ и 30 секундами устанавливаются при помощи 4-позиционного контроллера, когда диск находится в положении Т.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Заднее колесо управления расположено прямо под большим пальцем правой руки и используется в сочетании с различными кнопками для изменения параметров съемки.

В режиме ручной фокусировки путем нажатия на колесо в видоискателе отображается увеличенная картинка для более точной фокусировки. При этом прокрутка колеса меняет увеличение с 3х на 10х.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

X-E1 обладает лампой подсветки автофокуса для съемки при плохом освещении. Подсветку можно отключить через меню.

Также ее можно отключить вместе со вспышкой и звуками путем удержания в течение 2 секунд кнопки Disp – это переведет камеру в «тихий» режим.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Маленькая вспышка поднимается по нажатию маленькой кнопки около окуляра видоискателя. Ее ведущее число равно всего 7 метрам при ISO 200.

Пользователь может (впрочем, как и на многих других камерах этого класса) оттянуть вспышку назад, чтобы она смотрела в потолок и при срабатывании давала более натуральные тени, но эта возможность не задокументирована официально.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

В камере есть стандартный горячий башмак для крепления внешних вспышек, включая родные вспышки Fujifilm (EF-X20, EF-20 и EF-42).

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

На передней панели расположен уже стандартный для камер Fuji переключатель режимов фокусировки – M для ручной, C для следящей и S для покадровой фокусировки.

На X-E1 он расположен близко к байонету.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Разъемы спрятались под дверцей на левой части камеры. Сверху вниз располагается 2.5-мм (тоньше, чем обычный) разъем для внешнего стереомикрофона, порт HDMI для просмотра видео на экранах и разъем USB/AV.

В USB-порт также можно подключить проводной пульт управления Fujifilm RR-80, а 2.5-мм разъем под микрофон может использоваться с целым рядом пультов от, например, Canon или Sony.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

X-E1 использует ту же батарею NP-W126, что и X-Pro1. Аккумулятор имеет емкость 8.7Wh, что позволит сделать до 350 (по стандартам CIPA) снимков с использованием ЖК-экрана или видоискателя – это на 50 снимков больше, чем у X-Pro1.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Гнездо под штатив расположено прямо около отсека под аккумулятор – как и у X-Pro1.

Это означает, что карту памяти или батарею сменить во время съемки со штатива будет нельзя.

Матрица Fujifilm X-Trans CMOS

В X-E1 установлена та же матрица, что и в X-Pro1; это значит, что перед сенсором стоит нестандартный цветной шаблон.  Результатом, как утверждают в Fujifilm, является минимальная подверженность цветовому муару, а также возможность убрать из конструкции сглаживающий фильтр и добиться большей детализации снимков, нежели на аналогичных матрицах с Байеровским цветным шаблоном.

Цветной фильтр

Почти все цифровые камеры используют шаблон, который называется Байеровским (название он получил в честь инженера компании Kodak, разработавшего эту конструкцию). Шаблон Байера годами был по сути единственным способом запечатлеть и цвет, и детали изображения. По сути этот шаблон состоит из повторяющегося четырехпиксельного сегмента, в котором два пикселя обладают чувствительностью к зеленому свету, один к красному и один – к синему; таким образом они формируют RGGB-квадрат.

Однако недостаток шаблона Байера – восприимчивость к цветовым артефактом при съемке предметов с повторяющейся текстурой (например, текстиль); артефакты возникают из-за пересечения текстур объекта и сетчатой структуры матрицы. На снимке это проявляется в виде цветовых полос, и в большинстве цифровых камер устраняется путем установки оптического сглаживающего фильтра (AA-фильтра) перед матрицей, который устраняет цветной муар, но вместе с тем снижает детализацию изображения.

Подобные проблемы никогда не возникали на фотопленке из-за хаотического расположения зерен соединений серебра, и инженеры Fujifilm осознавали, что изменение структуры цветового фильтра похожим образом может помочь бороться с муаром. В результате фильтр был разбит на блоки 6х6 пикселей, и каждый блок имеет псевдослучайное расположение цветовых ячеек. Общий вид фрагментов фильтров представлен ниже.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1 Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Традиционный шаблон Байера с сегментацией 2х2,

используемый в большинстве цифровых фотоаппаратов

Структура сегмента пикселей размером 6х6,

используемая в матрице Fujifilm X-Trans CMOS

Применение нового цветного фильтра не обошлось без трудностей – требуется как минимум другой алгоритм преобразования при конвертации RAW-файлов. Вместо того, чтобы просто перекалибровать процесс Байеровской интерполяции, который применялся и совершенствовался более 10 лет, разработчикам пришлось начать выделение алгоритмов с нуля. В свою очередь это означает большую вероятность возникновения артефактов при конвертации  сложных участков снимка; вероятно, потребуется адаптивный подход к обработке. Несмотря на планы по сотрудничеству с ведущими разработчиками RAW-конверторов, многие программы все еще не работают с файлами от X-Pro1, а, значит, и X-E1.

На данный момент результат работы Adobe Camera Raw с файлами из камер Х-серии оказывается более низкого качества, чем ожидалось; однако у этих камер великолепный встроенный обработчик JPEG и есть возможность переконвертации Raw-файлов внутри камеры для точной настройки параметров.

Первые впечатления и заключение

X-E1 видится нами как слегка уменьшенная в размерах X-Pro1, из которой убрали оптический видоискатель и заменили его электронным. Матрица и процессор те же самые, эргономика и интерфейс управления почти одинаковы.

Беззеркальная камера Fujifilm Х-Е1

Тем не менее, между прошивками камер имеются достаточно серьезные различия, и в первую очередь они касаются фокусировки. X-Pro1 с прошивкой версии 1.1 фокусируется сравнительно медленно, а ручная наводка на резкость с ней достаточно неудобна. С выходом X-E1 положение значительно улучшилось – скорость автофокуса повысилась, и при ручной фокусировке диафрагма всегда открыта, что является решающим фактором во время съемки при плохом освещении. Более того, отдача от ручной наводки значительно улучшилась, и работать с ней удобнее. Мы не уверены, потягается ли в удобстве ручного фокуса камера от Fuji со своими беззеркальными конкурентами, но компания делает шаги в правильном направлении, и за это ей стоит поаплодировать. Более того – владельцы X-Pro1 получат все перечисленные улучшения и исправления с прошивкой версии 2.0.

Конечно, многие владельцы X-Pro1 (и X100) будут утверждать, что оптический видоискатель является решающим при съемке, и без него Fuji теряет свою главную особенность, превращая X-E1 в несколько иной тип камеры. Это так, но картина не полная. Съемка через электронный видоискатель, конечно, отличается от съемки через оптический, но X-E1 в своем сегменте приближается к Sony Alpha NEX-7 и Olympus OM-D E-M5 – камерам, пользоваться которыми доставляет удовольствие и которые получили множество высоких похвал. И не стоит забывать, что электронный видоискатель позволяет сделать саму камеру меньше (если не сказать дешевле), и он, пожалуй, подходит для большего диапазона фокусных расстояний – включая анонсированные компанией широкоугольные и телеобъективы.

В заключение хочется отметить, что X-E1, которая позиционируется компанией как камера, сочетающая в себе качество снимков X-Pro1 и компактный корпус с классическим стилем управления, может оказаться весьма серьезным игроком на рынке и найдет место в сердцах многих фотографов.

 

Обзор: Fujifilm X-E1 – тестовые снимки и впечатления от работы

Система Orphus
comments powered by Disqus
  • g3arz
    "Я понимаю, что новый фотоаппарат идёт с новой же прошивкой" Не всегда - это зависит от партии, в рамках которой был изготовлен фотоаппарат. "Можно самому или через сервисный центр надо?" Можно самому. Это несложно :) 1. Производитель объявляет о выходе новой версии прошивки, для конкретно этой камеры последняя прошивка версии 1.04: http://www.fujifilm.com/support/digital_cameras/software/firmware/x/xe1/ (хочу заметить, что Фуджи оперативно выпускает обновления, реагируя на отзывы фотографов - это хорший признак. Не все производители так поступают) 2. Смотрим версию прошивки в своей камере, для этого включаем камеру с зажатой кнопкой DISP. Если версия прошивки меньше последней - обновляемся. 3. Качаем прошивку с сайта производителя, записываем на предварительно отформатированную в камере карту памяти и опять включаем камеру с зажатой кнопкой DISP. Аккумулятор при этом должен быть полностью заряжен. 4. Следуем инструкциям на экране камеры, после завершения обновления форматируем карточку памяти. Кстати, прошивки выпускаются не только для "тушек" камер, но и для объективов - пример тому рассмотренный XF 18-55 F2.8-4, подобную политику проводит и, например, Panasonic, Sony в своих зеркальных и беззеркальных камерах.
  • Volo
    Расскажите, пожалуйста, подробнее об обновлении прошивки для фотоаппарата. Как этот процесс происходит? Можно самому или через сервисный центр надо? Я понимаю, что новый фотоаппарат идёт с новой же прошивкой, а если купил фотоаппарат и через какое-то время вышла новая прошивка, - как об этом узнать?
  • Volo
    Какая же она замечательная! Компактная к тому же.
  • artem.turkmenbaev
    Поддерживаю уважаемеого WW Сэпмлы фото/видео где? :)
  • ivan.omelchenko
    Обзор действительно очень познавательный, но хочется увидеть фотографии сделанные этой камерой в разных условиях съемки.
  • displayport
    Развернутый и познавательный обзор. Узнал много нового про Фуджи и их матрицы.
 
Top