Взгляд из прошлого в будущее

Взгляд из прошлого в будущее

Обзор истоков, настоящего и перспектив 3D-технологий

Обзор истоков, настоящего и перспектив 3D-технологий

Понятное дело, что раз у человека есть два глаза и способность идентифицировать объем предметов и расстояние до них, то грех этим не воспользоваться. В свое оправдание можем заметить, что желание лицезреть картинку не плоской, а объемной было заложено в человека изначально. Действительно, некоторое количество методов создания “развлечений для глаз” было придумано давно и некоторые из нас этими благами пользовались не один и не два десятка лет тому назад. Вообще, просмотр стереоизображения был предвиден еще в 1888 в конструкции аппарата Кинетоскоп (греч. kineto -движение и scopos — видеть).

Как минимум две технологии были использованы при СССР:переливающиеся картинки на календариках (если строго — лентикулярные линзы) и стерео-кино с «чудесными» анаглифическими очками.

  1. «Переливающиеся календарики». Технология основана на лентикулярных линзах (Lenticular Lens). Суть в том, что для разного положения зрителя относительно картинки линзой увеличиваются различные участки изображения. Это позволяет сделать эффект объема или движения. В текущем развитии технологий посредством фокусировки левого и правого глаза на различных пикселях для каждого глаза формируется своя картинка. Технология совершенно не способствует удешевлению процесса производства и упрощению восприятия изображения. Кроме того, 2D-контент на таком дисплее все равно будет терять в разрешении. Кстати, при должном исполнении такой ТВ может быть использован для одновременного показа различного контента двум людям (или большему количеству).

Из позитивного: никакой синхронизации, очков или сторонних приблуд — только объемное изображение! Все равно, какое освещение используется. Можно применять в коммерческих целях.

Из негативного: углы видимости сильно ограничены, разрешение снижается ровно в два раза. Стоимость дисплеев растет чуть ли не в геометрической прогрессии в зависимости от диагонали.

Из личного опыта: если ты стоишь на нужном пятачке от монитора — счастливчик, за попытку наклонить голову или отойти от условленного места будешь награжден радужным «глюками» и жутко двоящейся картинкой. Тяжело долго на это смотреть.

  2.    Анаглифические картинки всегда сопровождает обязательный аксессуар — очки со стеклами разных цветов. Картинка для левого и правого глаза подсвечивается своим цветом. Сейчас подобные стерео-кинотеатры практически вымерли, но зато стали  доступными в продаже DVD, комплектующиеся анаглифическими очками. Также можно найти ПО, рассчитанное на очки, которое позволяет на обычных мониторах с обычной системой получить объемное изображение.

Позитив: даже на ЭЛТ-телевизоре или ноутбуке 98-го года это можно сделать. Разрешение не теряется. Стоимость необходимого оборудования рекордно низкая.

Негатив: для этого метода тяжело в позитивном ключе применить слово «цветопередача». Некоторые люди могут быть подвержены сильному утомлению глаз из-за такого цветового расслоения.

Личный опыт: впечатлительным никогда не был, но объемный кусок человеческой руки из фильма «Челюсти» произвел неизгладимое впечатление. Тогда я понял, что за стерео-кино будущее.

Это только пара из всех методов, которые сейчас мы можем встретить. Они не самые простые, но зато присутствуют на рынке уже давно.

Если уж мы начали говорить о «безочковых» методах просмотра объемного изображения, то стоит упомянуть еще один, основанный на параллаксовом барьере. Для справки: эффект параллакса — это изменение вида объекта в зависимости от смены угла наблюдения. Вопреки совершенно жуткому названию метода и не менее жуткому определению, суть метода элементарна. Два глаза получают разные картинки из-за того, что они расположены на некотором расстоянии один от другого (искренне ваш, К.О.). Если расположить некую преграду между глазами на расстоянии n с некой шириной, то часть изображения будет доступна одному глазу и недоступна для другого.

Собственно на этом принципе и производятся некоторые мониторы. Подобный барьер ничтожно мал, но закрывает часть пикселей для одного глаза и оставляет их видимыми для другого.

Позитив: нет очков, обычный для мониторов внешний вид и ничто не мешает просмотру…

Негатив: …кроме разрешения, уменьшенного в 2 раза, и маленьких углов обзора. Подобные панели пока стоят совсем не дешево.

Личный опыт: если стоять на надписи «стать тут», то вроде как и неплохо, хотя расслабить зрение все равно не получается.

Ну, хватит об экзотике, пора переходить к технологиям, которые ближе к нам по финансам и по присутствию на рынке.

Возьмем, например, технологию с кодированием изображения для разных глаз посредством поляризационных фильтров и очков с поляризационными стеклами. Она может применяться в дисплеях и в проекторах. На выходе изображения из проектора(ов) или с матрицы мониторов проходит через поляризационный фильтр определенной направленности, а пользователь сидит с поляризационными очками, которые пропускают свет только своей поляризации. Очки просты в изготовлении, легкие, не портят цветопередачу, не обладают глупым видом анаглифов и относительно дешевые. Встретить такое можем в 3D-кинотеатрах, которые за прошедший год здорово расползлись по нашей стране, в некоторых коммерческих дисплеях или в ноутбуке Acer.

С дисплеями мониторов или ноутбуков, которые построены на этой технологии, все просто. Они легко покажут простую или стерео-картинку с прекрасной цветопередачей, но последнюю — лишь с половинным разрешением, так как половина фильтра ориентирована на левый глаз, а половина — на правый. Благо, что на нынешнем этапе развития технологий, падение разрешение на таких устройствах не сильно заметна. Так что у вас есть все шансы наслаждаться стереоизображением за относительно небольшие деньги.

Позитив: цена вопроса, простые очки, цветопередача не меняется.

Негатив: углы обзора далеки от желаемых, разрешение/2.

Личный опыт: углы обзора — единственное, что может вызвать недоумение, а в остальном, все отлично.

С проекторами же все совсем не просто. В обычных кинотеатрах используют два проектора с различными поляризационными фильтрами или особую двойную насадку, которая позволяет выводить два различных изображения с одного проектора (при условии, что проектор сможет выдать в два раза больше кадров в секунду).

Лично я два проектора в наших кинотеатрах не встречал, наиболее вероятно, что и не встречу из-за экономической нецелесообразности такой конструкции (при стоимости каждого аппарата от 60000 EUR). Исключением является только IMAX, у которых свои стандарты с небольшими отклонениями в зависимости от страны. Выглядит это так:

Многим зрителям после посещения кинотеатров захотелось перенести этот праздник домой. К сожалению, откликнувшихся на этот позыв компаний не так уж и много, одна из них — ProjectionDesign с решением за 25000$, и еще есть компания LG, которая вот-вот (обещали доступность в марте) выпустят революционный в своем роде аппарат LG CF3D

CF3D будет стоить порядка 16000$. Конструкция напоминает лучшие традиции аппаратов Sony (да простят меня фанаты марки за сравнение). Проектор получился крупным, корпус добротного исполнения, по периметру металлическая пластина. По бокам расположены вентиляционные отверстия, которые автоматически закрываются, когда проектор выключается, сливаясь с металлический боковой пластиной. Цвет верхней части корпуса — …, как бы его сказать? В общем, «не в сказке сказать, ни пером описать», с виду темный, почти черный, но при близком контакте он переливается от черного до темно-сиреневого и синего. Смотрится превосходно, фотографией не передать. Но самое интересное в приборе то, что он представляет собой два проекционных устройства в одном корпусе с предустановленными поляризационными фильтрами. Как ни странно, но компания LG для домашних проекторов использует дорогую, но дающую отличную картинку технологию проецирования Sony — SXRD.

Покупая LG CF3D, человек им может пользоваться как обычным домашним ярким проектором (ориентировочно 2500 ANSI lm) или 3D-проектором, избегая процедуры сведения картинки. Проектор создаст картинку по требуемым размерам, в данном случае оптимальным построением кинотеатра будет таковое, когда экран максимально покрывает зрительную область пользователя. Таким образом, мы сможем достичь максимального эффекта присутствия.

Позитива тут предостаточно: чистая картинка с хорошим разрешением, простые очки, в некоторых случаях еще и простота запуска

Негатив: совершенно не бюджетненько, экран нужен специальный, не меняющий поляризацию отраженного света (т.е. порядка +30–50% к стоимости полотна).

Личный опыт: правильное расположение относительно экрана — залог получения удовольствия. Если при построении кинотеатра руководствоваться некоторыми простыми правилами, то можно полностью погрузиться в кино или передачу.

На самом деле и это еще далеко не все. Сейчас много шуму наделала технология с активными очками. При такой реализации задача по раскладыванию кадров на левый и правый практически всецело была возложена на очки. Сами очки на вид выглядят, как обычные солнцезащитные, но со встроенным аккумулятором, некоторые с mini-USB, а вместо стекол LCD-панели, остающиеся прозрачными или затемняющимися в зависимости от транслируемого изображения. Устройству воспроизводящему отводится роль только увеличенной частоты вывода кадров (от 120 Гц). Устройство воспроизведения синхронизируется с очками по ИК-каналу, который и определяет, левый или правый глаз должен быть затемнен в данный момент. Технология не нова, но новую жизнь в нее вдохнула миниатюризация.

Позитив: такой комплекс — мечта любого геймера, цветопередача и разрешение не страдают, углы обзора — как и у источника отображения, вменяемый внешний вид, выбор устройств велик…

Негатив: …будет к концу года, единого стандарта пока нет, если вы не видели, как мерцают лампочки — теперь у вас будет шанс (небольшой), тяжело использовать с наушниками закрытого типа.

Личный опыт: затея весьма недурственна, неплохая реализация у тех брендов, которые видел лично. Фильмов в формате Full HD 3D на BD до середины лета не увидим, любимая игра Call of DutyMW2 впечатлила.

Касательно стандартов, то наша IT-стезя терниста и на ней в самом начале будут встречаться как минимум 2 разновидности этой технологии.

Пальма первенства по количеству информационных «атак» — NVIDIA® 3D Vision™. Вполне разумный шаг, что компания, которая является одним из лидеров направления графических ускорителей, выступает с подобным решением. Не забываем, что процесс формирования стерео-картинки подразумевает в два раза больше данных для обработки. Т.е. раньше для игры CallofDuty 4 MW требовалось прорисовать один кадр за условный промежуток времени, а теперь их должно стать два и с небольшим смещением. Так что если карта слабее GT250, то готовьтесь к апгрейду. Любителям выкручивать все настройки на максимум, рекомендуется присмотреться к такому Hi-End как Fermi, потому как новые игровые проекты (о них дальше), будут требовать существенного увеличения производительности графической системы. Весь комплекс должен состоять из поддерживаемого устройства отображения, видеокарты Nvidia не ниже GT250 и собственно самих очков.

К компьютеру подключается ИК-передатчик, на котором расположены органы регулировки глубины объема. Нажатием кнопки на очках они синхронизируются с передатчиком и дальше все идет в стерео…, если не забыли подключить nV 3D совместимое устройство J

Очки сделаны добротно, в комплекте есть несколько насадок для разных переносиц/носов, расцветка сделана в фирменной цветовой гамме. Обещают более 40 часов работы без подзарядки и постоянно обновляемые драйвера поддержки стереоизображения в новых играх.

Из-за того, что некоторые игры изначально не были предназначены для работы со стереоотображением, игроки могут получить некоторое дезориентирование (особенно в плане FPS), это решается с помощью встроенного в драйвер «лазерного прицела».

Надпись 3D Ready совместно с надписью DLP Link на проекторе обозначает, что эти устройства также совместимы, вот только для синхронизации используется не внешний USB-модуль, а ИК-приемо-передатчик самого проектора, а так все идентично. Встретить такое можно в проекторах Acer. Тут потребуется чуть внимания, ибо в ассортименте есть как 3D Ready, так и nV 3D, учитывая, что апгрейд железной части сильных изменений не претерпел, то и проекторы не росли в цене, а только меняли код и приобретали соответствующий индекс.

Альтернатива

С пришествием (нашествием) компьютеров добавился еще один простой способ — GIF-анимация. Банальная заторможенность человеческого организма тут приносит пользу. Два изображения, которые делаются с небольшим смещением положения в пространстве и фокусировкой на одной точке, попеременно и быстро сменяют друг друга. Эффект как у стробоскопа и долго не посмотришь, но это пока остается самым простым методом создания объемного изображения в домашних условиях J

 

Хочу Титаник с эффектом присутствия!

Если вдруг возникнет вопрос: «А что из фильмов нас ждет в 3D в ближайшее время?», то ответ можно почерпнуть в списке ниже. Разумеется, он не совсем полный, но по крайней мере позволяет понять, к чему же стоит готовиться.

2010

Alice in Wonderland, Mar 5, 2010

How to Train Your Dragon, March 26, 2010

Alpha And Omega, Apr 16, 2010

Shrek Forever, After May 21, 2010

Toy Story 3, Jun 18, 2010

Guardians of Ga’Hoole, Jul 23, 2010

Master Mind,Nov 6, 2010

Tron Legacy 3D (2010)

Piranha 3D (2010)

Beauty And The Beast (2010)

Amphibious (2010)

Necronauts (2010)

Relentless (2010)

GARFIELD PET FORCE 3D (2010)

Blue Man Group Musical 3D (2010)

Cereal Heroes (2010)

Horror Tour (2010)

Interworld (2010)

Outback (2010)

Punk Farm (2010)

Rapunzel (2010)

Step Up 3-D (2010)

The Dive (2010)

Paradise Lost (2010)

The Mortician (2010)

Tintin (Trilogy) (2010)

The Hole (2010)

Yogi (2010)

APHRODITE IX (2010)

Cane Toads 2 (2010)

 

2011

Frankenweenie

Rango

Kung Fu Panda 2

Puss In Boots

Cold Blooded

Cleopatra 3D

Battle Angel

Crood Awakening

Ghost In The Shell

Newt

The Bear and the Bow

The Devil’s Commandos

The Adventures of TinTin: The Secret of the Unicorn

 

2012

Titanic 3D

The Croods “Crude Awakening”

Cars 2

Puss In Boots 

King of the Elves

 

Система Orphus
comments powered by Disqus
 
Top