В 3D-вятом царстве

В 3D-вятом царстве

Новая Эра близится…

Эра перемен и новых веяний… Это не Эра водолея, а эра тотального 3D. Масс-медиа уже давно начали нагнетать истерию на пользователей информацией о том, что грядет переворот и одним из самых последних гвоздей в гроб старого мира будет 3D фильм «Аватар», а потом все будет по-другому. Мы постоянно видим новостные ленты, в которых попеременно разные бренды говорят о новых продуктах с пометкой 3D. Мониторы, ТВ, каналы передачи данных, камеры, сканеры… Быть может пора уже обратить на это внимание?

Полеты во сне и наяву

В детстве мы все мечтали о захватывающих приключениях, таких, как исследование дальних стран, погружение в таинственные глубины океана, путешествие к центру Земли, изучение далеких планет и познание неведомого на краю Вселенной или в параллельных мирах. В зависимости от возраста представляли себе, как летаем на коврах-самолетах, огнедышащих драконах, флаерах, летающих тарелках, космических кораблях или просто так, как Бэтмен или Супермен. Мечтали, как бороздим морские просторы и ныряем в океанские пучины на старом добром Наутилусе или суперсовременных и неуловимых кораблях и подводных лодках. Кто-то, наоборот, отвергая участие какой бы то ни было техники, представлял себя Ихтиандром, плавающим в обнимку с дельфином в искрящихся волнах лунной дорожки где-то очень далеко от берега. Буйная фантазия уносила нас так далеко, насколько позволяли познания об окружающем мире, и ничто не могло ее остановить. И, конечно же, в мечтах, так же, как и в сказках, добро всегда побеждало зло (еще бы, с верным бластером наперевес). А достичь максимального эффекта и удовольствия от познания реального и вымышленного миров нам помогла сама Природа, снабдив человека, как и многих других животных, цветным бинокулярным зрением, позволяющим воспринимать окружающую действительность во всей красоте и глубине. Теперь, как говорится, постепенно будем переходить ближе к делу. 

Истоки: статика

Первая в мире цветная фотография была сделана в 1861 году английским физиком Джеймсом Максвеллом. Как вы думаете, на что это похоже? На выращивание кристалла? Или на причудливый необработанный алмаз? А может быть на некий загадочный физический процесс? Не угадали. На фотографии изображен бант из клетчатой шотландки (тип ткани) на фоне черного бархата. У физиков с чувством юмора все в порядке. Содержание первой цветной фотографии, сделанной в России, идентифицировать гораздо проще. Конечно же, это знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он как бы намекает автору этих строк, что можно было бы написать и получше. Но мы-то с вами знаем, что ничего идеального в мире нет. Описывать все дальнейшие перипетии черно-белой и цветной фотографии, как плоской, так и объемной, мы в этой статье не будем. Она не об этом. Самые любознательные самостоятельно смогут проследить тернистый и долгий путь технологий, который привел к современным способам фотосъемки. А теперь… Динамика Полноценный цветной художественный кинематограф, как способ перенести нас в мир реалистичной рукотворной иллюзии, показываемой на экранах кинотеатров, пришел к нам в далеком 1935 году вместе с фильмом «Бекки Шарп» (Becky Sharp). Можно смело утверждать, что именно тогда началась новая эпоха в мире средств отображения информации — как в развлекательном плане, так и в более серьезных сферах применения. Процесс, что называется, пошел, и его уже было не остановить. Технологии записи и воспроизведения цветного кино совершенствовались из года в год, и картинка на экранах кинотеатров и телевизоров становилась все более насыщенной, качественной и реалистичной. Параллельно с этим улучшалось и звуковое сопровождение кино- и видеоряда. Сегодня все современные телевизоры воспроизводят (при наличии соответствующего источника) звук в стерео, а про кинотеатры и говорить не приходится — там уже давно господствует объемный звук Dolby Digital и DTS. Более того, современные кинодворцы и домашние кинотеатры уже способны с головой окунуть зрителя в пучину происходящего, используя такие последние уникальные форматы звука, как DTS-HD Master Audio, Dolby TrueHD и Dolby Digital Plus. Свист ветра в снастях и пуль на поле брани, тысячеголосый хор насекомых, птиц и зверей в джунглях, шорох травы, журчание ручья, рев динозавра и различные бумсы и бабахи уже настолько реалистичны, что с закрытыми глазами у зрителя создается настоящее ощущение присутствия на месте событий. Но почему с закрытыми? Вот ведь неувязочка — как только глаза открываешь, вся реалистичность куда-то девается. Такую совершенную машину по обработке визуальной информации, как мозг человека, одним только качественным многоканальным звуком обмануть невозможно. Картинка-то вот она — плоская как фанера, ни перспективы, ни оценки расстояний, ни глубины — ничего из того, что сопровождает нас в повседневной жизни. Ведь все привычное — такое обыденное. А между тем, попробуйте закрыть повязкой один глаз и сесть за руль автомобиля. Или просто оценить расстояние между двумя незнакомыми объектами в перспективе. Это и двумя-то глазами сделать непросто, а одним вообще можно ошибиться в разы.

Проблема

Робкие попытки некоторых киностудий сделать кино объемным, мягко говоря, можно назвать неудачными по многим причинам — от примитивной и заведомо проигрышной технологии съемки до способа разделения «по каналам» с целью донести объемное кино нашим глазам. Анаглифные очки с разноцветными стеклами (обычно синим и красным) с горем пополам делали картинку объемной. Этакое псевдостерео, ненатуральное до ужаса. А качество, яркость, достоверность и, самое главное, цветопередача картинки были просто кошмарными. Работающий на максимальных оборотах мозг, превозмогая все ошибки передачи объема и цвета, в кромешной темноте вырисовывал нечто трехмерное, но через какое-то время у всех зрителей без исключения возникало устойчивое желание сбросить с глаз это разноцветное издевательство и бежать, куда глаза глядят . Другие, более продвинутые, варианты также предполагали массу неразрешимых проблем, связанных с настоящей объемной киносъемкой. О которых мы упомянем очень вскользь. Одной из основных и самых любопытных была проблема создания камеры с двумя объективами. Казалось бы, ничего сложного — чуть ли не взять две обычных камеры, перемотать изолентой и готово! Ан нет. Не забывайте, пожалуйста, что у человека расстояние между глазами составляет примерно 6,5 см. И именно на таком расстоянии должны быть две сдвинутые картинки для последующего создания (склеивания) объемного видеоряда. Попробуйте представить себе профессиональную видеокамеру, у которой расстояние между осями объективов равно 65 мм. Теперь поняли всю глубину этой чисто технической проблемы? О синхронизации обоих видеопотоков, правильной фокусировке в процессе съемки, жесткости предварительно настроенной конструкции и еще тысяче сопутствующих проблем даже говорить не будем — это отдельная тема и совсем не для этой статьи. Поэтому все киностудии — от самых серьезных до самых любительских — давно и, казалось, навсегда, поставили крест на объемной картинке. Если точнее, затаившись, выжидали того, кто первым сможет преодолеть все технические сложности и дерзнет бросить вызов давно устоявшемуся и такому консервативному миру плоского кино. Вызов 10 декабря 2009 года в Великобритании, состоялась премьера художественного фильма Аватар. Затем 15 декабря в ОАЭ, 16 декабря в Бельгии, Египте, Южной Корее, США, Франции и Швейцарии. Целую неделю после премьеры в Великобритании, затаив дыхание, украинские любители кино вместе со всем остальным миром, за исключением вышеуказанных стран-счастливчиков, ожидали начала показа этого самого ожидаемого кинематографического проекта года, если не во всей истории кинематографа. Отличная критика на Rotten Tomatoes и Metacritic, а также роскошное сарафанное радио в совокупности с многообещающими трейлерами и тизерами, вызвали небывалую волну ажиотажа. Причем, ажиотажа в кубе, так как все знали, что фильм был снят в 3D-формате. Никогда прежде Джеймс Кэмерон, режиссер этой картины, не подвергался такому жесткому экзамену отложенного ожидания подогретой публики. Еще бы, ведь толком никто не мог предположить, что же еще такого этакого мог сотворить Мэтр, создавший в качестве режиссера «Чужих» (а именно самую знаменитую вторую часть — «Чужие»), «Бездну», первых двух «Терминаторов» («I'll be back», «Hasta la vista, baby»), «Правдивую ложь» и «Титаник» («My heart will go on»). И в особенности «Титаник» — самый кассовый фильм в истории кино (в этой статье принципиально не будут использованы термины «инфляция», «с учетом инфляции» и т.д., такова позиция автора, и вы имеете полное право с ней не соглашаться). У всех на слуху было достаточно новое выражение 3D (Три Дэ), а в совокупности с таким иностранным словом, как IMAX (Аймакс), это звучало особенно солидно и «вкусно». Все вместе это обещало как совершенно неискушенному в трехмерном изображении зрителю, так и ветеранам анаглифного кино, нечто совершенно особенное, необычное и ни на что не похожее. Вы понимаете теперь, о каком серьезном экзамене мы говорим. Конечно же, мы не имеем права не упомянуть о таких уже состоявшихся 3D-проектах в IMAX, как «Космическая станция» или «Тайны подводного мира». Но в случае с Аватаром речь идет о произведении мирового кинематографа совсем другого масштаба. Джеймс Кэмерон, ни много, ни мало, замахнулся на самый массовый и востребованный продукт — полнометражное художественное кино. Которое он решился снять практически на экспериментальном оборудовании, с использованием собственного ноу-хау и с привлечением очень больших денег. В случае неудачи этот проект, мог бы очень больно ударить по его репутации и в очередной раз закрыть путь на большой экран кино в формате 3D. Победа И наступило 17 декабря. То, что началось на постсоветском пространстве и во всем мире после выхода этого фильма на экраны кинотеатров, иначе как сумасшествием назвать нельзя. Причем, в самом хорошем смысле этого слова. Феноменальная работа команды Кэмерона: • вылизанный за годы сценарий; • высочайший уровень мастерства съемочной группы, виртуозно использовавшей технологии «захват движения» (motion capture) и «виртуальная камера» (simulcam); • по-настоящему уникальная компьютерная графика; • цифровая обработка движений и мимики живых актеров; • создание компьютерных образов всей летающей, ездящей, шагающей, копающей и стреляющей техники; • придуманный специально для фильма язык На'ви; • выдуманный учеными растительный и животный мир Пандоры — вплоть до названия, внешнего вида, модели поведения, размеров, оптических и магнитных характеристик и издаваемых звуков; • простой и бесконечно трогательный сюжет о борьбе добра и зла, о любви и ненависти, о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о человеческой жадности и глупости, о мудрости и муках правильного выбора, о сиюминутной выгоде и вечных ценностях и о том, что любая мечта может стать реальностью. И все это на фоне просто невероятной, фантастически красивой природы Пандоры, в создание которой режиссер буквально вложил частичку души и сердца, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Но эффект был бы не совсем таким, а если точнее, совсем не таким, если бы не объемная картинка, если бы не 3D-формат. То, что зрители увидели на экранах кинотеатров, повергло их в глубокий культурный и эмоциональный шок. Режиссеру удалось воплотить задуманное в трехмерное повествование с такой реалистичностью и достоверностью, что можно с уверенностью утверждать состоявшуюся гениальность проекта. Которую… Деньги Которую красноречивее всех слов подтверждают рекордные кассовые сборы. Аватар стал абсолютным рекордсменов всех времен и народов, собрав ровно за три месяца кассу в 2 640 000 000 (два миллиарда, шестьсот сорок миллионов) долларов. Таким образом, по этому показателю фильм опередил удерживавший на протяжении последних 12 лет Титаник (1 843 000 000 долларов), режиссером которого является все тот же Кэмерон. Благодарность Обалдевшие зрители после просмотра Аватар в 3D-залах оценили усилия Кэмерона и его команды, которые смогли на два с половиной часа унести их в фантастический мир приключений и настоящих глубоких переживаний на далекой планете Пандора, буквально заставили их забыть о серости и проблемах окружающего мира и, пусть ненадолго, вернули их в детство, в котором, как мы помним, не было ничего невозможного. Многие потом через какое-то время повторно шли в кино «на Аватар», зазывая с собой всех возможных родственников, друзей и приятелей. Автор этих строк лично был свидетелем того, как внуки (или правнуки) заводили в зал и усаживали рядом с собой бабушку с палочкой, явно родившуюся еще до революции. После сеанса она выходила с глазами, полными слез, но одухотворенная и помолодевшая. В общем, это тонкая материя и словами такое передать сложно.

Технологии

 

Анаглиф — устаревшая и достаточно примитивная технология съемки двумя камерами с цветовым разделением через светофильтры. Достоинство одно — объем. Остальное — сплошные недостатки, главный из которых, это неполная цветопередача. Картинка темная и субъективно почти черно-белая. Повторим, субъективно. Возможно, кто-то находит ее более приятной. 

Dolby3D — современная реинкарнация анаглифа. Некий промежуточный вариант между устаревшими и новыми технологиями. В проекторе перед лампой со скоростью 4320 оборотов в минуту вращается диск со светофильтрами, формирующий раздельные изображения для левого и правого глаза. Принципиальное преимущество перед новыми — возможность просмотра 3D на обычном экране.

IMAX 3D — технология передачи стереоскопического изображения на основе линейной поляризации света. Два проектора одновременно накладывают изображение на экран. Формат рассчитан на большие размеры экрана, по сравнению с обычными кинотеатрами — стандартный размер экрана 22 метра в ширину и 16 метров в высоту.

 

RealD — технология передачи стереоскопического изображения, в которой используется круговая поляризация света. В отличие от IMAX 3D один проектор попеременно проецирует кадры на экран — по часовой стрелке для правого и против часовой — для левого.

Очень любопытные факты

  • Джеймс Кэмерон написал сценарий в 1995 году. Почему так много времени прошло между выходом фильма в прокат и написанием сценария? Будущий «проект Аватар» для него стоял особняком от всех остальных фильмов. Дело в том, что еще в 1977 году 22-летний водитель грузовика Джеймс Кэмерон сходил с приятелями на Звездные Войны. Из зала кинотеатра он вышел другим человеком. Джеймс решил стать режиссером и поклялся переплюнуть Лукаса. Такой момент, как ему показалось, наступил в 1995 году, но запрошенных на создание Аватара 400 млн. долларов ему не дали. Пришлось подождать прогресса и удешевления высоких кинематографических технологий и между делом снять Титаник. Которому, кстати, маститые критики и прочий экспертный сброд предрекали грандиозный провал. Аналогично, подобные им «компетентные» господа еще в декабре прошлого года предрекали еще более грандиозный провал Аватара. Ну, вы в курсе, чем закончились обе истории.
  • Один кадр фильма Аватар — это 12 Мбайт. Одна секунда — это 288 Мбайт. Одна минута — это 17,28 Гбайт. 162 минуты фильма (огромный объем информации), которые вы видели в кинотеатре — это лишь небольшая часть того, что пропустил через себя новый центр по обработке информации студии Weta Digital, собранный на серверах HP: 34 стойки с 32 блейдами HP ProliantBL2x220c. В каждой стойке — 40000 процессорных ядер и 104 Тбайт RAM. Седьмая строчка в рейтинге суперкомпьютеров TOP500.
  • В 2012 году на экраны кинотеатров вернется “Титаник”. И не просто “Титаник”, а “Титаник 3D”. Кто не успел насладиться этим фильмом на большом экране или просто заново хочет испытать все те ощущения, которые нам в свое время подарил этот фильм, сможет воспользоваться этим подарком судьбы в полноценном трехмерном формате. Это уже что-то за гранью добра и зла — и это прекрасно!
  • Бюджет Аватара — 237 000 000 долларов. Это число неспроста такое некруглое. Экономили, как ни странно, буквально на всем, и часть отснятых сцен так и не попала в первую версию фильма — попросту не хватило денег на рендеринг на той же студии Weta Digital. Осенью на экраны всего мира Аватар выйдет заново — на этот раз в расширенной версии. Деньги на рендеринг нашлись :). Есть серьезные основания полагать, что после повторного релиза 3D-чудо от Кэмерона по кассовым сборам перевалит за отметку в три миллиарда долларов. Что-то мы здесь уже говорили про грани добра и зла…

Перед премьерой Джеймс Кэмерон сказал, что если проект окупится, то будет снято продолжение — Аватар 2 и Аватар 3. Само собой, так же в 3D. Определенно, проект окупился. И это еще мягко сказано. Впереди самые ожидаемые сиквелы в истории кино.

Система Orphus
comments powered by Disqus
 
Top