iPad: для образования

iPad: для образования

Об опыте использования iPad для образования

Вступление

В округе Мичигана (США) стопки бумажных тетрадей и некоторые из учебников были заменены на Apple iPad, по одному для каждого из старшеклассников двух средних школ. Это около 1 800 iPad. И это только начало для средних школ этого округа, в которых был начат амбициозный проект — предоставить каждому ученику с 3 по 12 классы планшетный компьютер. Проект такого масштаба пока единственный среди всех других штатов. Школы используют iPad для выполнения классных заданий, сдачи тестов и организации общения со школьниками. Некоторые из учителей полностью отказались от бумажной формы ведения дел.

iPad: для образования

Ученики средней школы получат iPad зимой. После того, как ученики с 3 по 5 класс получат свои iPad осенью 2012 г., предполагается, что эти устройства будут храниться в школе. Младшие классы (с подготовительной дошкольной группы до второго класса) будут иметь доступ к iPad в составе мобильного класса (тележка) — это произойдет также осенью 2012 г.

«Все устройства были застрахованы. Шесть iPad были повреждены в течение первых двух недель со старта программы», — говорит Стивен Брауниус, директор по технологиям обучения. Ни один не был потерян или украден. Всего две недели прошло после начала учебного года, а администраторы программы уже называют iPad устройствами, меняющими все правила игры.

«Они теперь думают о технологиях — живут, дышат и едят вместе с ними», — говорит Джон Холверда, ассистент руководителя школы Zeeland West High School. «Мы входим в их мир, вместо того, чтобы они входили в наш».

Карл Хоу, директор по исследованиям всемирно известной Бостонской компании Yankee Group (занимается исследованиями различных рынков), говорит: «То, что мы наблюдаем сегодня, — это эволюция образования в эру пост-компьютеров. В опыте использования iPad есть что-то притягательное, как магнит. Для любого человека, который не уверенно себя чувствует с информационными технологиями, iPad разрушает этот барьер — между вами и между технологиями. iPad особенно привлекательны для школ благодаря их простоте использования и гибкости по отношению к индивидуальным потребностям учеников разного возраста и уровня подготовки».

В течение первых двух недель после старта программы учителя только начинают осваивать некоторые из тысяч способов использования iPad для целей обучения. Некоторые из них записывают целые лекции на видео, и делают эти записи доступными для учеников в то время, когда учителя нет в классе — шаг, который помогает избавиться от дней пропусков лекций, если учитель заболел. А если сам ученик пропускает школу, он может использовать iPad для того, чтобы просмотреть запись происходившего в классе и загрузить из дому все классные домашние задания. Встроенные в iPad средства позволяют в пределах работающей беспроводной сети организовать видео-звонок учителю или друзьям, чтобы обсудить те или иные вопросы.

Администраторы школ видят в iPad экспериментальную программу для образования детей, которые после школы вступят в мир, полный технологической зависимости.

Почему?

Почему начало статьи – это рассказ об опыте США, который, в принципе, слабо применим в наших, украинских условиях?

Во-первых, растущее число школ в США и в других странах мира начинают исследовать возможности iPad для изучения мировой литературы с помощью мультимедиа программ, истории — с помощью интерактивных карт и программ, подобных «Истории древнего Рима», и алгебры — с помощью пошаговой анимации сложных проблемных задач и с помощью игр. Для большинства из них применение iPad в учебном процессе является новой областью, своего рода экспериментом. И все равно, несмотря на первые успешные выводы, определенная доля осторожности присутствует. Тем не менее, отзывы педагогов и учителей, а также самих учеников и их родителей ясно говорят о значительных преимуществах использования iPad по сравнению с другими известными технологическими решениями.

iPad: для образования

Технологические новшества и раньше приходили в школьную среду, и другие эксперименты, ставившие своей целью расширить познавательный опыт учеников с помощью видеоигр и YouTube, получили двойственные результаты. Педагоги, например, до сих пор спорят, действительно ли идея предоставить каждому ученику свой компьютер, имеет значительный эффект с академической точки зрения. В то время, как бюджетов, выделяемых на образование, с трудом хватает на ремонт школ и закупку минимального набора учебников, покупка планшетных компьютеров может показаться излишней экстравагантностью. Многие из родителей и учителей поднимают вопрос о закупках школами новейших технологий до того, как их ценность была бы доказана с помощью научных исследований.

Но лидеры школ, начавших внедрение проектов с использованием iPad, утверждают, что они — не просто модное устройство, но на самом деле мощное и универсальное средство для обучения, дополненное множеством приложений, включая тысячи специально предназначенных для образовательных целей. И даже, если сегодня нет программы, решающей ту или иную задачу, то практически нет сомнений, что она появится в будущем.

Уже сегодня для iPad доступно более, чем 5 400 учебных программ, и более тысячи из них — бесплатны для пользователей. За последний год появились образовательные приложения на русском языке, и их количество постоянно растет. Многие из образовательных приложений, которые с огромным удовольствием используют дети для своего развития, стоят номинальные суммы в 1, 5 или 9 долларов США. И даже тот факт, что магазин приложений App Store до сих пор не запущен на территории Украины, не останавливает пользователей: после старта официальных продаж iPad 2 в Украине 27 мая 2011 г., во многих школах, особенно крупных городов, растет число детей, которые берут свой, купленный родителями iPad в школу, и могут использовать его для повышения качества учебы.

 

Второй причиной использования опыта других стран в качестве примера является желание показать то, успешный опыт уже реален, и не стоит опасаться трудностей и рисков, откладывая решения по внедрению инноваций до тех пор, пока этот опыт будет изучен, измерен и оценен в академической среде. За это время лидеры уйдут далеко вперед. В наших силах самим стать такими лидерами. Идея внедрения новейших технологий в учебный процесс сможет быть реализованной лишь после того, как она поселится в умах руководителей школ и университетов, ведущих педагогов и учителей.

Третий аспект. Нет никаких сомнений в том, что успех любой профессии сегодня возможен не только за счет профессиональных знаний и навыков, но также и в значительной мере (а для многих профессий и в критической мере) за счет понимания и творческого использования компьютерных технологий.

Нет никаких сомнений в том, что iPad дал толчок развитию планшетных компьютеров, и фактически привел к рождению новых отраслей, использующий интерактивный цифровой формат для представления информации. Эта «планшетная революция» — веяние XXI века, и нет никаких оснований не обучать наших детей тому, с чем они неминуемо столкнутся после школьной скамьи. iPad предоставляет такую возможность использования современных технологий для повышения качества обучения и реализации индивидуальных творческих способностей.

Давайте посмотрим более детально, каким именно образом.

Что может дать iPad учителям в школьном классе?

Первое, и возможно, самое главное — вызвать и укрепить интерес учеников к изучению вашего предмета. Дети, получив iPad в свое пользование, будут сами хотеть изучать и исследовать ваш предмет. Учителя смогут готовить классные материалы, которые будут использовать все возможности мультимедиа iPad. Это по-настоящему увлекает учеников.

Второе — открыть дорогу для качественного мобильного, удаленного (дистанционного) образования. Встроенная функция Facetime, а также технология Apple podcasting (записи и распространения подкастов) реализуют возможность такого дистанционного общения. Это удобно в периоды, когда учитель не может присутствовать в классе, или когда школа закрыта по различным причинам (непогода, эпидемии и т.п.).

Она также будет чрезвычайно полезной для детей с нарушениями слуха и речи, так как позволяет легко общаться на расстоянии с помощью сурдопереводов. Кроме того, можно организовать коммуникации с другими школами, или даже с преподавателями или учениками из других стран (например, для изучения иностранных языков). «Он (iPad) позволяет расширить учебную аудиторию за пределы ее четырех стен», — говорит Ларри Рейф, учитель английского языка в Рослине, который полностью перешел на публикацию всех своих уроков в онлайн.

Третье — iPad может дать возможность готовить и проводить лекции, домашние задания, учебные пособия в новом, современном, увлекательном формате. Функция зеркального отображения экрана позволяет, подключив внешний проектор или плазменный телевизор, выводить на него изображение с экрана iPad, показывая работу приложений или презентации. Да и сами лекции в будущем, скорее всего, станут «домашней работой» учеников. Так, например, KhanAcademy, финансируемая фондами Билла Гейтса и Google, считает, что лекционный материал уроков лучше усваивается, когда ученики могут слушать его (с повторным прослушиванием при необходимости) в любое удобное им время, например, дома. А время в классе целесообразнее использовать для практической и групповой работы над задачами, позволяющими более глубоко разобраться в предмете и приобрести новые навыки, например, работы в группе.

Четвёртое — дать возможность организовать электронный процесс коммуникаций с учителями и родителями, что в итоге приведет к большей оперативности и эффективности учебного процесса (который по сути становится индивидуальным), быстроте поиска необходимой информации, сократит затраты бумаги.

Интересны выводы исследования по использованию iPad для обучения, которое проводилось в колледже Reed College осенью 2010 г. Высокая производительность (скорость работы приложений) в совокупности с интерактивным интерфейсом позволяют iPad быть эффективным средством работы в классе, даже с учетом высокой скорости преподавания материалов и работы над ними. Эти возможности дополняются интерактивными учебниками и книгами, интеграцией с социальными сетями и множеством учебным программ, многие из которых распространяются совершенно бесплатно на iPad.

Пятое — учителя-новаторы и те, кто является лидером в преподавании своих предметов, получают возможность, используя систему распространения контента и публикации материалов через среду iOS приложений, рассказать о своей компетенции и поделиться лучшим педагогическим опытом со значительной аудиторией, многократно превышающей размеры одного класса или школы. Лекции и интересные выступления ведущих преподавателей мира публикуются в свободном доступе на образовательном портале iTunes University (iTunes-U). Выбрав интересующую вас тему, можно с помощью iPad подписаться на бесплатный доступ к тысячам видео и аудио уроков. Это один из элементов системы образования на протяжении всей жизни. Кроме того, публикации лекций ведущих преподавателей учебных заведений в открытом доступе (в виде подкастов) позволяют им продемонстрировать качество преподавания и повысить имидж учебного заведения, что положительно скажется на его репутации.

Что может дать iPad ученикам?

Первое, и самое главное — это то, что внедрение iPad в проекты 1:1 (каждому ученику — отдельный iPad) открывает двери к качественному индивидуальному обучению, основанному на использовании возможностей современных технологий. Ученики получают возможность адаптировать программу обучения, ее темп и интенсивность под свои индивидуальные потребности и интересы.

Второе — мобильность и портативность. Ученикам нравятся его малый размер и вес — им больше не нужно таскать в ранце килограммы учебников, расплачиваясь за это искривлениями позвоночника.

iPad: для образования

Третье — интерес к учебе. Творчество. iPad обладает уникальными особенностями, выгодно отличающими его от обычных персональных компьютеров. Интерактивный способ управления интерфейсом (с помощью движения пальцев рук) улучшает моторные функции, что положительно влияет на запоминание и усвоение учебного материала. Встроенные технические элементы (гироскоп, компас, система GPS) позволяют создать новый класс обучающих приложений, которые не существовали ранее в образовательной среде. Например, изучать астрономию в привязке к тому месту, где вы находитесь — достаточно просто навести iPad на участок неба, и в программе вы увидите названия звезд и созвездий. Или замечательное приложение «The Elements», превратившее изучение скучной таблицы Менделеева в увлекательнейшее путешествие в мире химии с показом 3D-анимации, фильмов и новейших данных науки. Например, 112-й элемент таблицы, получивший официальное название в честь Николая Коперника (Copernicium) 19 февраля 2010 года (хотя был открыт 14 лет назад), сразу появился в этом приложении после его обновления. А теперь представьте, сколько лет потребуется, чтобы информация об этом попала на страницы бумажных школьных учебников по химии (не говоря уже об элементах с №112 до № 116)!

Кроме этого, такие приложения, как iMovie, позволяют обрабатывать на iPad видео, Pages — работать с текстами, Numbers — с электронными таблицами, Keynote — готовить и показывать увлекательные презентации. Есть масса приложений для обучения рисованию, графике, дизайну. А приложение GarageBand для работы с музыкой вообще не имеет в мире аналогов для работы на планшетах. Именно разнообразие приложений делает iPad столь интересным продуктом для образования и индивидуального обучения, дающим возможность раскрыть способности человека, о которых, возможно, не подозревали даже родители.

 

Четвертое — непрерывность обучения. iPad — универсальное средство для получения новых знаний и обучения, покорное всем возрастам. Мой друг год назад радостно сообщил мне однажды, что за 3 дня смог обучить работе с почтой и интернетом своих родителей пенсионеров, которые долго и безуспешно пытались освоить ноутбук. iPad в семье может использоваться не только детьми — взрослые тоже с удовольствием будут использовать его для развлечений, чтения любимых книг и новых интерактивных журналов, смотреть видео, работать с почтой и массой интересных приложений. Нет такой сферы знаний или профессии, где нельзя было бы использовать iPad — именно потому он получил столь быстро широкое распространение в мире.

Пятое — расширение кругозора. Совершенно неожиданно для многих людей iPad открывает двери в новый мир — туда, где раньше люди даже не могли представить побывать. Интерактивные программы, сама их идея — неоценима для образования. Новый класс учебных приложений, уже сегодня заменяющих традиционные учебники, может сочетать в себе игры и комиксы, реагирующие на вмешательство ученика, и ведущие его (ее) по пути изучения предметов школьной программы, как традиционных, так и новых дисциплин. Более того, в рамках одного приложения становится возможным обучение одновременно нескольким предметам в увлекающей детей цифровой форме, и это — только начало!

Шестое — коммуникации за пределами класса, школы или семьи. Фактически, с помощью iPad можно

получить доступ к знаниям в режиме 24 × 7 × × 365, из любой точки Земли. Можно быть в постоянном контакте со своими друзьями по классу, колледжу, или университету, с учителями, с родителями. Одним движением пальца можно начать видеоконференцию. Или записать видео или аудио интересного сюжета, чтобы потом посмотреть еще раз и показать друзьям.

Седьмое — удобство использования в классе и дома. Большой экран (около 9,7 дюймов по диагонали), плоский дизайн, дающий ученикам постоянно поддерживать визуальный контакт с учителем, мощная батарея, позволяющая использовать iPad без выключения в течение более, чем 10 часов — все это делает это устройство действительно удобным.

Восьмое — обеспечить равноценный доступ к образованию для детей с ограниченными способностями и детей-инвалидов. Целый ряд функций, разработанный Apple и  являющийся стандартным для всех продуктов компании, облегчает работу с компьютерами для людей с дефектами зрения, слуха или моторики. Этому можно посвятить отдельный большой материал, что выходит за рамки данной статьи.

Что может дать iPad родителям?

Первое — это очередь из членов семьи, желающих поработать вечером с iPad. И хотя это шутка, в ней есть доля правды. Достаточно послушать людей, у которых в семье появляется первый раз такое устройство. Работа на iPad — либо для своей профессиональной деятельности, либо для учебы, либо для развлечений — приносит настоящее удовольствие всем в семье.

Мобильность устройства позволяет работать на нем и дома, и в отпуске, и в командировке. Многие перестали брать в деловые поездки свои рабочие ноутбуки, так как iPad, обладая меньшими размерами и весом, и более длительным временем работы от батареи, позволяет решать все необходимые рабочие вопросы.

Что может дать iPad руководителям и администраторам школ и системы образования в целом?

Организация всего учебного процесса. Операционная система iOS, на базе которой построен iPad, содержит ряд встроенных приложений, обеспечивающих построение технологической среды в масштабах школы или ВУЗа, а также возможную интеграцию iPad в существующие IT-системы, в том числе на базе Windows. Почтовая программа Mail (поддерживается интеграция с Microsoft Exchange) позволяет организовать общение по электронной почте между администрацией, учителями, учениками и их родителями. Адресная книга и календарь станут отличными помощниками и учителям, и ученикам, и их родителям. Приложение Notes помогает быстро набросать в электронном виде заметки во время встреч и совещаний. А программа iBooks станет цифровой библиотекой не только для учеников, но и для преподавателей, где они смогут хранить необходимые методические пособия. С помощью функции FaceTime директор или завуч смогут, находясь в зоне действия любой беспроводной сети, провести видео- конференцию с другими учителями или с родителями.

А разработанные приложения для администрирования парка устройств (iPad) в масштабах школы облегчают работу технического персонала. В сочетании с высокой надежностью устройства это приводит к малому времени простоя (т.е. к более эффективному использованию технологий в  учебном процессе) и к более высоким показателям отдачи капиталовложений.

 

Конкурентоспособность школы и долговременные преимущества лидера образования. Внедрение современных технологий «не для показухи», а для реальной мотивации, даст мощный импульс росту репутации школы за счет повышения вовлеченности учеников и как результат — более высоким результатам их обучения. Это, в свою очередь, будет являться стимулом для сильнейших преподавателей — ведь работа в передовой школе, школе-лидере, на рубеже всего самого нового — это и интересно, и престижно. А поскольку область использования планшетных компьютеров — новая даже в мировом масштабе, то такой положительный опыт может оказаться востребованным и для зарубежных школ, открывая дорогу к международному признанию.

Экономия бумаги и переход на электронную систему обучения. По оценке Даниела Бренена, суперинтенданта школы в Рослине (США), применение iPad позволяет сократить расходы на бумагу, расходные материалы для печати и копирования и учебники. По его оценке, два класса, использующих iPad, обеспечивают экономию около $7,200 в год. Дополнительный эффект — в виде сохранения лесов и сокращения ежегодных затрат на производство учебников, что в итоге улучшает экологию, в масштабах страны также весьма значителен.

«Это не использование модного устройства. Мы говорим об изменении всего того, что и как мы делаем в классе». В результате, многие школьные процессы реализуются быстрее и с меньшими затратами сил и ресурсов. Актуальность информации, получаемой с помощью цифровых носителей, по сравнению с традиционными бумажными, даже не подлежит сомнению — это давно признанный факт. Обновление приложения в магазине App Store делает новую информацию доступной всем миллионам его пользователей в тот же день, в том время как потребуются годы на то, чтобы внести изменения в школьные учебники и они дошли до учеников. В современном технологическом мире высоких скоростей и масштабных изменений всего альтернативы цифровым способам обучения не остается. Я не призываю немедленно отказаться от бумажных учебников и все перевести на электронные носители. Но не думать об этом, и не действовать в этом направлении — значит проявлять безответственность перед будущим наших потомков.

Что может дать iPad авторам, пишущим учебники и учебные пособия?

Возможно, это одна из самых интересных возможностей iPad (да и всей экосистемы iOS в целом) — открыть окно в цифровой мир для всех, кто обладает значительным профессиональным опытом и творческими способностями. Либо у вас есть интересная идея по созданию учебного приложения. Речь идет о подготовке и публикации учебных пособий, программ или учебников в новом, цифровом, интерактивном формате, что сделает эти материалы доступными потенциально неограниченной аудитории. Дополнительное преимущество — возможность «монетизации» своего таланта: согласитесь, что уже сегодня существуют десятки и сотни тысяч весьма платежеспособных клиентов, которые готовы заплатить (и реально платят) за интересные обучающие программы и приложения в магазине AppStore. Это прежде всего про приложения с русским интерфейсом. А если Вы обладаете знаниями еще и английского языка, то для вас открывается мир десятков миллионов пользователей устройств на базе iOS, с высокой покупательной способностью. Вы сами назначаете цену своему продукту, и после каждой продажи получаете 70% от этой суммы. Многие авторы-разработчики делают первую версию бесплатной, либо с ограниченным функционалом, что привлекает интерес и дает возможность потенциальной аудитории «пощупать» продукт. А уж за полную версию можно брать и полную стоимость.

 

Если вы можете написать интересный учебник, дополнить его фотографиями, видеосюжетами, 3D-анимациями и картинками, снабдив интерактивным «поведением», внедрив в него элементы игры — успех такому приложению будет обеспечен. И совсем необязательно самому изучать все тонкости создания приложений на платформе iOS: Украина — одна из лидирующих стран в области разработки программ. У нас есть много компаний-разработчиков, обладающими необходимыми знаниями и опытом, и вопрос как раз в наполнении — создании интересного и полезного контента. Именно тут пригодится опыт творческих учителей-практиков. Объединение их усилий с компаниями-разработчиками даст возможность создать интересный продукт, востребованный тысячами потребителей.

Apple смогла построить замечательную систему охраны авторских прав: все приложения для платформы iOS, распространяемые через AppStore, надежно защищены и просто так скопировать и установить приложение, не купив его, на другой iPad (или любое другое устройство iOS), невозможно. Это, в итоге, обеспечивает юридическую чистоту сделок и полную охрану авторских прав.

Система Orphus
comments powered by Disqus
 
Top