Ученые ищут надежный способ определить уровень старения организма

Среди отличительных навыков фейс-контроля и кассиров супермаркетов можно назвать умение определять возраст по внешнему виду. Еще более впечатляющим было бы умение определять, сколько проживет тот или иной человек. Для такой оценки наверняка потребуется измерение «биологического возраста». В статье, недавно опубликованной в журнале Национальной академии наук США (PNAS), ученые попытались сделать это. Объединив несколько количественных биомаркеров, они смогли предсказывать физическую и умственную работоспособность испытуемых в задачах, предназначенных для расчета их фактического биологического возраста.

Срубив дерево, можно легко определить его возраст по количеству колец на срубе. Аналогичным образом можно определить возраст рыбы, подсчитав количество слоев отолитов внутри их слухового аппарата. Примечательно, что для людей такого показателя ученые не нашли. Авторы недавней статьи в PNAS решили использовать комбинацию простых биологических показателей нескольких органов.
Это список включал в себя состояние и работу легких, периодонта, сердечно-сосудистой системы, почечной, печеночной и иммунной функций. Например, известно, что с возрастом некоторые вещи изменяются всегда – размер лейкоцитов, клиренс креатинина, и плотность липопротеинов холестерина. Исследователи наблюдали за состарившимися людьми, а за теми, чей организм активно меняется, поэтому испытуемые были в возрасте 26, 32 и 38 лет.
Еще одна вещь, на которую исследователи обратили внимание, это 2D-фотографии сетчатки высокого разрешения. Идея заключается в том, что состояние  мелких кровеносных сосудов отражает целостность микрососудов головного мозга и, следователь, говорит о способностях выполнять те или иные двигательные и мыслительные задачи. Узкие артериолы связаны с риском инсульта, а расширенные венулы могут свидетельствовать о возможной гипоксии и риске возникновения деменции.

Ученые ищут надежный способ определить уровень старения организма

Возможно, более фундаментальные показатели старения скрываются глубже в клетках, например, относительно надежным индикатором общего состояния могло бы стать количество митохондрий. Хотя это относительно новая область исследований старения, кое-что уже удалось выяснить. Например, что их роль в метаболическом перепрограммировании напрямую связана с онкогенезом. И хотя использование митохондриальной ДНК как мутационной основы в эволюционных масштабах имеет долгую историю, этот метод не идеален. Даже в одном организме временная шкала может быть очень сложной.
Тем не менее, с новыми возможностями генетического секвенирования можно начать искать мутации на регулярной основе в различных видах клеток организма. Митохондрии  могут составлять парные последовательности в клетках с избытком. По сравнению с большей ядерной последовательностью, проверять митохондрии в различных видах циркулирующих клеток крови может быть значительно легче.