Ученые могут узнать больше об изменениях климата и влиянии растений

Новая статья в журнале Национальной академии наук США (PNAS) высвечивает новые возможности дистанционного зондирования с использованием данные о флуоресценции со спутников, которые уже находятся на орбите. Некоторые ученые полагают, что это сможет обеспечить точные наблюдения уровня фотосинтетической активности на больших участках. Кроме того, уже разрабатывается новый спутник, и эта технология может дать ученым лучшее понимание того, как продовольственные культуры реагируют на изменения климата.

На самом деле, принцип работы очень старый. В нем соединяются конкретные диапазоны волн флуоресцентного света растений с общим уровнем активности фотосинтеза этой растительности, но в прошлом этот метод не применялся в глобальном масштабе. Исследователи полагают, что несмотря на слабость сигнала, плотные зеленые насаждения, должны выделять достаточно флуоресценции, чтоб измерить её из космоса. В 2011 и 2014 году они смогли объединить данные японского спутника GGOS, наблюдающего за парниковыми данными и европейского GOME-2, следящего за озоновым слоем.
В недавней статье этот метод охарактеризовали как «вероятно, наиболее захватывающая разработка в области дистанционного зондирования и глобальной экологии за последние годы». Когда в 2014 в исследование были включены новые данные о флуоресценции, ученые обнаружили, что новые пиковые оценки фотосинтеза были выше предыдущих чисел. Проще говоря, валовая первичная продуктивность фотосинтеза оказалась на 50-75% выше. Эти результаты привлекли значительный интерес со стороны других ученых.
Ученые надеются, что Европейское космическое агентство (ESA) запустит новый спутник FLEX, что позволит значительно расширить возможности наблюдения за уровнем флуоресценции. Это даст возможность вывести детализацию реального состояния глобальной растительности на новый уровень и узнать текущую пропускную способность всей экосистемы. Ранее оценки базировались на таких вещах, как процент поглощаемого излучения и количество хлорофилла, но ни один из этих показателей не может помочь непосредственно измерить фактический уровень активности этих систем.

Ученые могут узнать больше об изменениях климата и влиянии растений
Растительность в условиях стресса, снимок ESA

Новые данные позволят узнать, где растения функционируют нормально, а где подвержены проблемам, как на фото выше. Эти данные могут также помочь обнаружить ранние признаки стресса на уровне экосистемы, позволяя предсказывать спады урожайности и, возможно, предотвращать их. Косвенно может быть обнаружены различные загрязнения или незаконный выброс определенных химических веществ.

Ученые могут узнать больше об изменениях климата и влиянии растений

Спутник для наблюдения за парниковыми газами (GGOS), запущенный в 2009 году Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA).

Вся эта информация должна подготовить человечество к изменениям климата. Оценки глобального масштаба позволят ученым определить настоящие проблемы экологии и составить план дл их решения.